Аннотация |
Актуальность и цели. Данная работа посвящена исследованию проблемы, дискурсивного конструирования образа судебной власти в российских и английских печатных СМИ. Актуальность исследования обусловлена негативным отношением граждан к институту правосудия в России, а также значительной долей критических замечаний в адрес судебной власти в Великобритании. Цель работы – исследование дискурсивных способов конструирования имиджа судебной системы, реализующих стратегию эмоционализации.
Материалы и методы. Материалом для анализа послужили статьи из следующих газет: правительственной «Российской газеты», оппозиционной «Новой Газеты», широкоформатной газеты “The Guardian” и таблоида “The Daily Mail”. Основу исследования составляет методология, предложенная школой критического анализа дискурса.
Результаты. Автор статьи изучает стратегию эмоционализации, используемую журналистами для освещения деятельности судебной власти. В рамках обозначенной стратегии проводится анализ языковых средств ее реализации. Исследуются средства лексического и грамматического уровней языка, а также стилистические приемы, реализующие стратегию эмоционализации в российской и английской прессе. В статье рассматривается также субъект, выражающий эмоции в дискурсе печатных СМИ о судебной власти, и обсуждаются различные способы репрезентации эмоций. Кроме того, выявляются культурные особенности использования стратегии эмоционализации, присущие российским и английским печатным СМИ.
Выводы. В заключение сделан вывод о конструировании образа судебной власти в российских и английских СМИ посредством данной стратегии. Стратегия эмоционализации способна создавать как положительный, так и отрицательный имидж судебной власти. Статья способствует пониманию дискурсивных механизмов СМИ, воздействующих на восприятие обществом судебной власти.
|
Список литературы |
1. Дубровская, Т. В. Образ судьи и судебной власти в дискурсе английских СМИ / Т. В. Дубровская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2008. – № 3. – С. 72–81.
2. Данкова, Н. С. Репрезентация оппозиции «судебная власть – народ» в дискурсе российских печатных СМИ / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Филология и человек. – 2014. – № 4. – С. 35–46.
3. Дубровская, Т. В. Современный контекст взаимоотношений судебной власти и СМИ в Пензенской области / Т. В. Дубровская, Н. С. Данкова, С. О. Гуляйкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. –2014. – № 3 (31). – С. 163–173.
4. Гуляйкина, С. О. Манипулятивный потенциал медийных стратегий репрезентации судебной власти (на материале СМИ Пензенской области) / С. О. Гуляйкина, Т. В. Дубровская, Н. С. Данкова // Политическая лингвистика. – 2014. –№ 4 (50). – С. 101–108.
5. Dubrovskaya, T. Judicial power in Russian print media: Strategies of representation / T. Dubrovskaya, N. Dankova, S. Gulyaykina // Discourse & Communication. –2015. – June. – № 9. – P. 293–312.
6. Российский суд теряет завоеванное доверие. – URL: http://pravo.ru/review/view/ 75723/ (дата обращения: 12.01.2015).
7. Select Committee on Constitution Sixth Report. – URL: http://www.publications.
parliament.uk/pa/ld200607/ldselect/ldconst/151/15106.htm (дата обращения: 22.09.2015).
8. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. – М. : Гнозис, 2004. – 326 с.
9. Добросклонская, Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка / Т. Г. Добросклонская. – М., 2008. – 203 с.
10. Негрышев, А. А. Аспекты речевого воздействия в новостях СМИ : учеб. пособие / А. А. Негрышев. – Владимир : ВГГУ, 2009. – 144 с.
11. Van Dijk, T. A. Ideology: a Multidisciplinary Approach / T. A. van Dijk. – London : Sage, 1998. – 294 p.
12. Reisigl, M. Discourse and discrimination: rhetoric of racism and anti-Semitism / M. Reisigl, R. Wodak. – London : Routledge, 2001. – 298 p.
13. Пономарева, О. А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации : дис. … канд. филол. наук / Пономарева О. А. – Волгоград, 2008. – 215 с.
14. Суздальцева, В. Н. Образ власти в современных российских СМИ / В. Н. Суздальцева // Язык СМИ и политика / под ред. Г. Я. Солганика. – М. :Изд-во Моск. ун-та ; Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. – C. 284–328.
15. Кормилицына, М. А. Формирование имиджа политика средствами СМИ / М. А. Кормилицына // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. /под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – Саратов : Изд-во Сарат.ун-та, 2004. – Вып. 4. – С. 65–70.
16. Вражнова, И. Г. Динамика политической метафорики в российском политическом дискурсе / И. Г. Вражнова // Динамика современного политического мышления в современном дискурсивном пространстве. Власть и СМИ : коллективная моногр. / под ред. О. Н. Дубровской, Т. В. Харламовой. – Саратов : Научная книга, 2008. – С. 81–105.
17. Дубровская, Т. В. Судебный дискурс: речевое поведение судьи (на материале русского и английского языков) / Т. В. Дубровская. – М. : Академия МНЭПУ, 2010. – 351 с.
18. Харламова, Т. В. Конструирование образа российской власти в зарубежных СМИ / Т. В. Харламова // Язык. Право. Общество : сб. ст. II Междунар. науч.- практ. конф. (г. Пенза, 9 апреля 2014 г.) / под ред. канд. филол. наук О. В. Барабаш, д-ра филол. наук, доц. Т. В. Дубровской, канд. пед. наук, проф. Г. И. Канакиной. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – С. 397–403.
19. Sowińska, A. Discursive construction and transformation of “us” and “them” categories in the newspaper coverage on the US anti-ballistic missile system: Polish versus Russian view / A. Sowińska, T. Dubrovskaya // Discourse & Communication. – 2012. – № 6 (4). – Р. 449–468.
20. Кормилицына, М. А. Средства создания эмоциональной тональности газетного текста / М. А. Кормилицына // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2005. – Вып. 5. – С. 16–25.
21. Прозоров, В. В. Власть и свобода журналистики : учеб. пособие / В. В. Прозоров. – 2-е изд., перераб. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 240 с.
22. Mar, R. A. Emotion and narrative fiction: interactive influences before, during, and after reading / R. A. Mar, K. Oatley, M. Djikic, J. Mullin // Cognition & Emotion. – 2011. – № 25 (5). – P. 818–833.
23. Van Hout, T. Analyzing the view from here, there and nowhere: Discursive approaches to journalistic stance / T. van Hout, G. Pounds, B. Vertommen // Discourse, Context & Media. – 2012. – № 1. – P. 55–56.
24. Van Dijk, T. A. News as discourse / T. A. van Dijk. – Hove ; London : Lawrence Erlbaum Associates, 1988. – 200 p.
25. Stenvall, M. Presenting and representing emotions in news agency reports / M. Stenvall // Critical Discourse Studies. – 2014. – Vol. 11, issue 4. – P. 461–481.
|